Главная

Регистрация

Вход
Мой сайт
Суббота, 18.05.2024, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 26 » Краснуха, клиника, диагностика, лечение. :: Краснуха клиника лечение
06:26

Краснуха, клиника, диагностика, лечение. :: Краснуха клиника лечение





КРАСНУХА .

Острая инфекционная вирусная болезнь, передающаяся воздушно-капельным путем и проявляющаяся кратковременной лихорадкой, уме­ренной интоксикацией, мелкопятнистой коре- или скарлатиноподобной сыпью и увеличением лимфатических узлов, особенно затылочных, а также появлением в крови плазматических клеток при лейкопении и нейтропении.

Капельное распространение краснухи может сопровождаться и трансплацентарной передачей инфекции, ведущей нередко к возникновению у новорожденных различных уродств. Поэтому краснуха в последние 50 лет из одной из самых безобидных детских инфекций превратилась в важнейшую медицинскую проблему. Вместо употреблявшихся в про­шлом терминов "коревая краснуха" и "скарлатинозная краснуха" с 1972 г. официально введено единое наименование этого заболевания — ''краснуха".

Этиология

Возбудитель—вирус из рода рубивирусов, диаметром 100—300 нм, содержащий РНК. Вирус чувствителен к действию химических агентов и температуры, при 100° погибает через 2 мин, но при низких, температурах (-60°—180°) хорошо сохраняется. Вирус краснухи размножается в цитоплазме многих видов первичных и перевиваемых культур ткани че­ловека, обезьяны, быка, кролика, птицы, имеет склонность к формиро­ванию хронической инфекции.

Эпидемиология

Источником инфекции является больной человек как с выраженной, так и со стертой формой краснухи в течение последней недели инкубаци­онного периода и в первую неделю болезни. Уже через 4—5 дней после контакта с больным и вплоть до 21-го дня контактировавший может выделять вирус во внешнюю среду. Больной краснухой изолируется из детского коллектива на срок не менее 5 дней с момента появления сыпи. Ввиду нестойкости вируса во внешней среде, заражение через третьих лиц или предметы не происходит. Дети, бывшие в контакте с заболевшими, не изолируются. Эпидемические вспышки характеризуются значительной продолжительностью, поскольку для заражения требуется длительный и тесный контакт с больным. Однократного общения в таких случаях обычно недостаточно. Этим краснуха отличается от ветряной оспы, кори, эпиде­мического паротита, поэтому краснуху называют еще "болезнью тесного контакта". Относительно невысокую контагиозность краснухи связывают с малой выраженностью при ней таких катаральных симптомов, как на­сморк и кашель, обеспечивающих реализацию воздушно-капельного ме­ханизма передачи инфекции. Характерна зимне-весенняя сезонность за­болеваемости, которая в основном носит спорадический характер, но периодически возникают и эпидемические вспышки. Полагают, что если прослойка неиммунных женщин детородного возраста становится выше 20%, то, создается угроза возникновения эпидемической вспышки. Круп­ные эпидемии краснухи в отдельных странах и на континентах повторя­ются через 5—7 лет и больше.

Патогенез

Вирус, попав в организм воздушно-капельным путем, проникает в клетки эпителия верхних дыхательных путей и в регионарные лимфати­ческие узлы, где размножается и накапливается, проникает в кровь и распространяется. Вирусемия при краснухе возникает еще до появле­ния клинических симптомов болезни.

Клиника

Инкубационный период при краснухе равен в среднем 18 дням и колеблется в пределах от 10 до 24 дней. Красну­ха начинается остро, она протекает с продромальным периодом, срок которого определяется от момента возник­новения первых признаков болезни до появления специфической сыпи.

В продромальном периоде у больных отмечается недомогание, ади­намия, головная боль, озноб, миалгия, бессонница, небольшой на­сморк, сухой кашель, болезненность и чувство першения в горле, све­тобоязнь, слезотечение. У взрослых больных продромальный период при краснухе продолжается дольше, чем у детей; если у детей он про­должается часы и не превышает у некоторых больных 1—2 сут, то у взрослых он подчас затягивается на 3 и более суток.

Постоянным признаком краснухи является сыпь, которая вначале появляется на лице и за ушами, а затем быстро распространяется по всему телу. Элементы сыпи круглой или овальной формы, размером от булавочной головки до чечевицы, бледно-розовые, не возвышаются над уровнем кожи, но иногда могут приобретать и папулезный характер. У подавляющего большинства детей экзантема возникает в 1-й день забо­левания, тогда как у 1/4. взрослых больных она появляется и на 2—3-й день болезни и позже. Распространяясь толчкообразно, высыпание мо­жет охватить всю поверхность тела. Более обильное высыпание наблю­дается на спине, ягодицах, разгибательных поверхностях верхних ко­нечностей, менее интенсивное — на лице и шее. Экзантема обычно не сливная, но в отдельных случаях происходит слияние элементов сыпи и образуются сплошные эритематозные поля, что затрудняет дифферен­цирование краснухи от кори и скарлатины. У одних больных сыпь боль­ше напоминает коревую, у других — скарлатинозную, что подчас влечет за собой ошибочную диагностику кори или скарлатины. Причем на лице и туловище сыпь чаще кореподобная, на конечностях — скарлатиноподобная. Однако при краснухе размеры элементов сыпи меньше, чем при кори, но больше, чем при скарлатине. В отличие от взрослых, у детей высыпание сразу охватывало всю поверхность тела, а элементы сыпи были мелко­пятнистыми и неяркими. Сыпь исчезала у всех больных бесследно, без пигментации и шелушения, которое не характерно для краснухи и встре­чается редко. Одновременно С кожными высыпаниями или незадолго до их появления на твердом небе и слизистой оболочке рта может появиться энантема в виде единичных мелких бледно-розовых пятны­шек (пятна Форксгеймера). Слизистая рта у больных может

быть воспаленной, гиперемированной, с наличием зернистости, а у не­которых больных и с точечными кровоизлияниями на язычке и мягком небе. Характерным и одним из самых ранних симптомов краснухи яв­ляется системное увеличение лимфатических узлов, в первую очередь затылочных и заднешейных. Лимфоузлы увеличиваются до размеров крупной горошины и больше, становятся плотными и слегка болезнен­ными на ощупь. Симптом лимфаденопатии может быть использован для раннего выяв­ления больных во время эпидемических вспышек краснухи в детских и других организованных коллективах. Увеличение лимфатических узлов, расположенных позади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, на за­тылке и под сосцевидным отростком настолько типично, что диагноз краснухи может быть поставлен, образно говоря, даже в темноте, на основании одного только ощупывания шеи и затылка. Другие лимфоуз­лы также увеличиваются, но в меньшей степени.

Краснуха у взрослых протекает тяжелее, чем у детей, с выраженной общей интоксикацией, катаром верхних дыхательных путей, конъюнкти­витом, мышечными болями. В разгаре краснухи наблюдаются умеренная лейкопения, лимфоцитоз и увеличение количества плазматических клеток до 10—20%. Плазмати­ческие клетки всегда обнаруживаются в крови больных на протяжении первых 10 дней заболевания, а нередко и дольше. Гиперплазия лимфоидной ткани в сочетании с плазматическими клетками в крови является одним из достоверных признаков краснухи. Изменения в моче при краснухе несущественны и быстро преходящи. Наряду с типичными формами краснухи, распространены и стертые формы, чаще встречающиеся у взрослых и сопровождающиеся выделе­нием вируса, представляя эпидемиологическую опасность.

Краснуха протекает благоприятно и обычно заканчивается выздоровлением без последствий. Из редких осложнений можно назвать артропатии, энцефалиты, энцефаломиелиты. Энцефалиты встречаются редко: 1 случай на 5000—6000 заболеваний, причем летальность при энцефалитах достигает 15—50%. Они развиваются в основном через 2-5 дней после появления сыпи, поэтому возникновение любых нарушений со стороны нервной системы спустя 2—5 дней после начала высыпания должно привлечь внимание врачей.

Врожденная краснуха. Вирус краснухи является одним из экзогенных факторов, способных проникать через плацентарный барьер и вести к нарушению эмбриогенеза человека и формированию врожденной патологии. Тератогенная опасность краснухи особенно велика при заболевании матери в течение первых 8—12 нед. беременности и снижается в более поздние сроки беременности. Клинические проявления кpaснухи у беременных не имеют каких-то особенностей течения этой инфекции по сравнению с ее течением у других взрослых. Столь резко выраженная опасность возникновения врожденных уродств при заболевании краснухой беременных нашла свое отражение в законодательствах ряда стран, согласно которых заболевание краснухой в 1 триместре беременности является медицинским показанием для прерывания беременности. Классический синдром врожденной краснухи включает триаду наиболее часто встречающихся при этой инфекции аномалий развития: катаракту, пороки сердца и глухоту. Кроме того, описаны другие характерные для краснухи аномалии развития: поражения нервной системы, нарушение психического и физического развития, пороки развития скелета и черепа, мочеполовых и пищеварительных органов и др. Ребенок, страдающий хронической краснушной инфекцией, представляет реальную опасность как источник инфекции для окружающих.

Диагностика

Основывается на клинико-эпидемиолотических данных. Распознать болезнь вне эпидемической вспышки и при отсутствии достоверного контакта с больным бывает трудно из-за большого сходства краснухи с другими заболеваниями. От кори краснуха отличается более длитель­ным инкубационным периодом, менее выраженными интоксикацией, лихорадкой и катаральными явлениями, меньшим конъюнктивитом, отсутствием пятен Бельского-Филатова-Коплика и этапности высыпа­ния. В отличие от скарлатины при краснухе отсутствуют начальная рвота, "малиновый язык", отгра- ниченная яркая гиперемия слизистой мягкого неба и ангина. Сыпь при скарлатине более обильная, мелкоточечная, располагается на гиперемированной основе, локализуется преимущественно на шее, сгибательных поверхностях и в кожных складках конечностей, в подмышечной и паховых областях, в нижней части живота, на груди. Для скарлатины характерен бледный носогубный треугольник и белый дермографизм. В крови отмечается нейтрофильный лейкоцитоз, эозинофнлия, тогда как для краснухи характерны лейкопения, нейтропения с относительным лимфоцитозом, увеличение количества плазматических клеток. При ин­фекционном мононуклеозе более выражен полиаденит, часто встреча­ется гепато-лиенальный синдром и некротические изменения в зеве, характерно увеличение одноядерных элементов крови и появление атипичных мононуклеаров. Краснуху, кроме того, приходится подчас диф­ференцировать с сывороточной болезнью, псевдотуберкулезом, энтеровирусной и аденовирусной инфекцией, лекарственной аллергией.

Для диагностики краснухи используются и серологические исследо­вания, в частности РТГА. Постановку РТГА и реакции нейтрализации лучше проводить в динамике с парными сыворотками: одна берется в остром периоде, другая — спустя 10 и более дней. Доказательным счи­тается 2-х кратное увеличение титра антител. Титр антител 1:16 и ниже в РТГА расценивается как низкий, от 1:32 до 1:64 — как средний, 1:128 и выше — как высокий.

Лечение

Специфического лечения нет, проводится симптоматическая тера­пия, при осложнениях назначают антибиотики. Больные неосложнен­ной краснухой могут лечиться дома, заболевшие из организованных коллективов госпитализируются в стационары. Больным назначают ком­плекс витаминов, а в случаях выраженной сыпи, артралгии и миалгии — антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен, супрастин по 0,05 г 2—3 раза в сутки). При выраженных конъюнктивитах используют 15—20% раствор альбуцида. В случаях развития краснушных менингоэнцефалитов больные немедленно госпитализируются, им назначается дегидратационная, дезинтоксикационная. противосудорожная и противовоспали­тельная терапия. При других осложнениях лечение осуществляется в зависимости от их характера.

Профилактика

Дезинфекция при краснухе не проводится, ограничиваются влаж­ной уборкой помещения. Больной подлежит изоляции на срок не менее 5 дней с момента высыпания. При изоляции больных особое внимание обращается на исключение их контакта с беременными женщинами. Беременные, не болевшие краснухой, должны избегать общения с боль­ными и течение не менее 3 недель. Лица, бывшие в контакте с заболев­шими, не подлежат изоляции, но следует учитывать возможность разви­тия у них краснухи, в том числе и стертых форм. Данные об эффектив­ности гамма-глобулинопрофилактики противоречивы. Получена живая вакцина, обладающая высокой иммунологической и эпидемиологической эффективностью. Поскольку вакцинный вирус спо­собен преодолевать плацентарный барьер, то беременность является абсолютным противопоказанием к вакцинации живой вакциной ввиду возможности инфицирования плода и возникновения у него хроничес­кой краснушной инфекции. Противокраснушная активная иммуниза­ция взрослых женщин должна проводиться только после тщательного их обследования на наличие беременности. После вакцинации женщи­ны должны предохраняться от бременности в течение по крайней мере 2 мес, так как известны случаи, когда вакцинация до зачатия приводила к инфнцированию плаценты.

Таким образом. краснуха у взрослых протекает тяжелее, чем у детей, с большей частотой средне-тяжелых и тяжелых форм, с более выраженной интоксикацией, более высокой и продолжительной лихорадочной реакцией. Продромальный период у взрослых продолжительнее и встречается чаще, чем у детей. Экзантема у взрослых имеет тенденцию к более продолжительному периоду манифестации, по сравнению с детьми.


Ключевые теги: Краснуха, клиника, диагностика, лечение.


Источник: tf.by
Просмотров: 7956 | Добавил: martagre | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz